Они всё умели делать сами…
Владимир Лосицкий, историк отечественной авиации и космонавтики, директор Фонда им. космонавта Сереброва
В 1911 году, увидев первый в своей жизни самолет, четырехлетний Сережа Королев был так потрясен, что заболел и несколько недель пролежал с высокой температурой.
В 1916 году семья поселилась в Одессе — отчим Королева стал начальником электростанции одесского порта. Через несколько лет рядом с портом в Хлебной гавани разместились гидропланы местного авиаотряда. Королев, которому едва исполнилось 14, стал проводить там все свободное время, помогая механикам чинить самолеты. Летчики отряда иногда брали его с собой полетать.
12 листов чертежей и пояснительную записку он принес в Общество авиации и воздухоплавания, членом которого стал за год до этого.
Королев читал все книги по авиации, какие мог достать, — ради этого он даже выучил немецкий язык (в Германии издавалось много авиационной литературы). В 16 лет он уже был настоящим авиаэкспертом, поэтому Общество воздухоплавания стало посылать его на судоремонтные заводы — читать рабочим лекции про самолеты и планеры и как на них летать. Лекции были очень интересные, рабочие с удовольствием их посещали. Общество время от времени стало платить юному лектору гонорары.
Окончив школу, Королев хотел поступить в московскую Академию воздушного флота, но туда принимали только военных. Проучившись два года в Киевском политехническом институте, он перевелся в Москву в МВТУ, в котором в тот момент преподавали многие ведущие советские авиаконструкторы.
Ракетно-космический центр «Прогресс», Самара. Май 2021
Интерес к авиации был в СССР очень высок. В городах, селах и деревнях возникали разнообразные клубы, курсы, кружки и уголки — все с приставкой «аэро-». Повсюду были развешены плакаты и лозунги, призывавшие помогать советской авиации и сдавать деньги на постройку самолетов, планеров и дирижаблей.
В «Обществе друзей Воздушного флота» состояли все советские вожди, в том числе Троцкий и Сталин — за один только 1924 год число «друзей» выросло с 16 тысяч до миллиона человек. Еще 2 миллиона должны были вступить в Общество к лету 1925 года.
Авиация была популярна в то время во всем мире. Строились новые, все более мощные самолеты, летчики совершали фантастические перелеты (например, через Атлантический океан), постоянно ставились новые авиационные рекорды.
В СССР увлечение авиацией стало частью государственной политики и достигло небывалых масштабов — ведь это была практически единственная область техники, где Россия, а вслед за ней и СССР не только не отставали от развитых стран, но кое в чем и лидировали (например, в постройке больших многомоторных самолетов).
За время учебы в МВТУ Королев получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист. 2 ноября 1929 года на планере «Жар-птица» Королев сдал экзамены на звание «пилот-паритель», а в декабре того же года под руководством Андрея Туполева защитил дипломную работу — проект самолета СК-4.
Созданные Королевым летательные аппараты — планеры «Коктебель», «Красная Звезда» и легкий самолет СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полета, — свидетельствовали о его незаурядных способностях как авиаконструктора.
Планер «Красная Звезда» был специально спроектирован Королевым для выполнения фигур высшего пилотажа. 28 октября 1930 года в Коктебеле летчик Василий Степанчонок первым в мире сделал на этом планере тройную мертвую петлю (мертвые петли на планерах уже делали, но три раза подряд — никогда).
Ракетно-космический центр «Прогресс», Самара. Май 2021
В конце 1920-х годов Королев открывает для себя совершенно новую область техники — ракеты. Важную роль в этом сыграла книга Константина Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами», которую Королев прочел не позднее весны 1929 года.
Для авиаконструктора соединение самолета с ракетой сулило невиданные скорости и возможность полета на недостижимых ранее высотах. Но ракета сама по себе могла вообще улететь в космос, что было гораздо интереснее.
Необходимо было такую ракету построить.
Королев охладел к самолетам не только из-за ракет. Первый полет СК-4 состоялся 28 октября 1930 года в Коктебеле. Управлял машиной летчик Василий Степанчонок. Незадолго до испытаний Королев, который мечтал сам подняться в небо на самолете собственной конструкции, заболел тифом. Осложнением болезни стала глухота на одно ухо. К полетам в качестве пилота его бы уже не допустили.
Тиф еще сыграет в судьбе Королева зловещую роль. Через несколько лет от этой болезни умрет его учитель, друг и коллега по Группе изучения реактивного движения инженер Фридрих Цандер, один из первых в России энтузиастов создания ракет.
АВТОР, ПРОДЮСЕР, РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА
Георгий Аваньян
АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ
Наталья Акулова
КОНСУЛЬТАНТ ПРОЕКТА
космонавт Михаил Корниенко
РЕДАКТОР
Елена Маца
ОПЕРАТОР-ПОСТАНОВЩИК, РУКОВОДИТЕЛЬ СЪЕМОЧНОЙ ГРУППЫ
Наталья Макарова
ДИЗАЙН И РАЗРАБОТКА
Pixeljam Studio3D ВИДЕО И МОДЕЛИНГ
«TIL»
АНИМАЦИЯ
Студия «Ластик»«ВОСПОМИНАНИЯ»
МЕНЕДЖЕР ПРОЕКТА
Елена Куклина
КООРДИНАТОР
Юлия Бакланова
В РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ
Анна Ульянская, Алла Четаева, Виктор Корешев, Георгий Куликов, Владимир Деревянко, Алексей Таранин, Наталья Богоявленская, Максим Макаров, Светлана Алексикова, Дмитрий Анджапаридзе, Дмитрий Кошелев, Данила Кошелев, Иван Карышев, Артур Салихов, Михаил Татьянин
БЛАГОДАРИМ
Ракетно-космический центр «Прогресс» (Самара) за предоставленную возможность проведения съемок
Музей космонавтики в Москве за возможность проведения съемок на территории Мемориального дома-музея академика С. П. Королёва в Останкино
ИЛЛЮСТРАЦИИ И ВИДЕО ПРЕДОСТАВИЛИ
Российский государственный архив научно-технической документации
Российский государственный архив кинофотодокументов
Shutterstock
В ПРОЕКТЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ФОТО- И ВИДЕО- МАТЕРИАЛЫ ИЗ ЛИЧНЫХ АРХИВОВ
Ярослава Голованова, Бориса Смирнова, Евгения Рязанова
ИСТОЧНИКИ ВИДЕОКОНТЕНТА
Документальные сюжеты:
«Перелет летчика Шабанова Москва-Берлин (1920-1930)», «Стране Советов 16 лет. (1933)», «Празднование 1-го мая в Москве (1923)», «Совжурнал № 64/173 (1928)», «Авиамарш (1934)», «Изобретатель самолетов К. Э. Циолковский (1927)», «Даешь воздух! (1923)», «Великий ученый великого народа (1935)», «Восточный перелет (1924)», «Социалистическая деревня № 3 (1935)», «Истребители (1942)», «Самолет на службе культуры (1925)»
Документальные фильмы и сюжеты (1960–1992):
«Королев», «Покорители Вселенной», «Колумбы Космической Эры», «Старты Двадцатипятилетия», «Кинодокументы о Ю. А. Гагарине и Г. С. Титове», съемки космонавтов в телестудии, съемки подготовки к полетам космонавтов первого отряда
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ТЕКСТА
Первый гидросамолет спроектировал в 1909 году американец Гленн Кертисс. Первый российский гидросамолет — «летающую лодку» М-1 — разработал в 1913 году Дмитрий Григорович. Во время Первой мировой войны в мире было построено около 2,5 тысяч гидросамолетов.
Скорость первых «летающих лодок» была невысокой — 120–150 км в час. Они применялись для разведки и бомбардировки — бомбы летчики сбрасывали вручную. В составе военного флота царской России был даже настоящий «авианосец» «Орлица» (его еще называли «авиаматка»), перевозивший эскадрилью гидросамолетов.
Андрей Туполев
Один из наиболее успешных конструкторов самолетов в СССР. Разработал более 100 военных и гражданских летательных аппаратов, в том числе первый советский самолет, построенный целиком из металла (АНТ-2 в 1924 году).
Владимир Петляков
Ученик и сотрудник Андрея Туполева. Создал один из знаковых проектов времен Великой Отечественной войны — пикирующий бомбардировщик Пе-2.
Владимир Мясищев
Ученик и сотрудник Андрея Туполева, участвовал в создании первого советского бомбардировщика АНТ-4 и множестве других проектов.
Николай Поликарпов
В 1923 году (совместно с другими конструкторами) создал первый советский истребитель И-1. Руководил разработкой первого советского серийного самолета Р-1. В 1928 году создал легендарный «кукурузник» — самолет У-2, получивший всемирную известность (за 31 год было выпущено более 40 тысяч машин).
Роберто Бартини
Итальянский коммунист, в 1922 году уехавший из фашистской Италии в СССР. Ученый-физик и автор более 60 проектов самолетов, в том числе инновационного гидросамолета — экраноплана.
В начале 1960-х годов корреспондент ТАСС Романов записал свой разговор с Королевым о его встрече с Циолковским в Калуге в 1929 году.
В изложении Романова это звучало так:
Одно из ярких воспоминаний в моей жизни — встреча с Константином Эдуардовичем Циолковским. Шел мне тогда двадцать четвертый год. … Приехали мы в Калугу утром. … Встретил нас высокого роста старик в темном костюме. Во время беседы он прикладывал к уху рупор из жести. … Запомнились удивительно ясные глаза. Лицо его было изрезано крупными морщинами. … Беседа была не длинной, но содержательной… Когда я с присущей молодости горячностью заявил, что отныне моя цель — пробиться к звездам, Циолковский улыбнулся. — Это очень трудное дело, молодой человек… Оно потребует знаний, настойчивости, воли и многих лет, может целой жизни …
Константин Эдуардович потряс тогда нас своей верой в возможность космоплавания. Я ушел от него с одной мыслью — строить ракеты и летать на них
В дальнейшем Романов несколько раз менял этот текст, причем в одном из вариантов встречи как таковой вообще не было.
В 1957 году, в год столетия Циолковского, Королев вместе с женой и соратниками посетил Дом-музей Циолковского в Калуге, то есть тот самый дом, в котором встреча вроде бы состоялась 30-ю годами ранее, но ни слова про это не сказал.
История кажется вполне легендарной, что не помешало местным властям установить в Калуге на пересечении улиц Циолковского и Королева сюрреалистический памятник встрече Королева с Циолковским с фигурами в полный рост. Оба встречающихся на вид примерно одного возраста (хотя Циолковский был старше Королева на 50 лет) и выглядят как коллеги по констукторскому бюро.
К сожалению, ваш браузер устарел и не поддерживает некоторые технологии, необходимые для просмотра сайта
Чтобы посетить сайт, используйте Google Chrome или любой другой современный браузер.