Первая настоящая ракета

1940 — 1950
Крутите колесико

Как Королев из бом­бар­ди­ров­щика ПЕ-2 сделал самолет-ракету и сам на нем полетел

В сентябре 1940 года Королева доставили в спецтюрьму НКВД № 156 на улице Радио в Москве.

Тюремные конструкторские бюро при НКВД («шарашки»)

«Главным» в конструкторском бюро считался Туполев, преподаватель Королева в МВТУ и руководитель его дипломного проекта. К своему бывшему студенту он относился с большой симпатией. Как выяснилось впоследствии, именно благодаря Туполеву Королев был переведен из лагеря в Москву, что спасло ему жизнь.

Андрей Туполев. 1944
Туполев (в центре) с коллегами возле своего первого самолета АНТ-1. 1923
Здание бывшего тюремного конструкторского бюро при НКВД на ул. Радио в Москве. 1950-е

После начала войны «туполевское» тюремное КБ эвакуировали в Омск, где стал серийно производиться бомбардировщик Ту-2. Королев был начальником фюзеляжного цеха. Жил он в тюремном общежитии, на работу и с работы ходил в обычном костюме, рядом шел конвой. В 1942 году Королева перевели из Омска в Казань, где его бывший сослуживец по Реактивному институту Валентин Глушко работал над ракетными двигателями. Такие двигатели планировалось устанавливать на самолеты, чем и должен был заниматься Королев.

Здание Иртышского речного пароходства в Омске, где в 1941–1942 годах в эвакуированном из Москвы КБ Туполева работал Королев
Мемориальная доска на проходной Казанского моторостроительного завода, где в 1942–1945 годах в тюремном конструкторском бюро работал Королев

Ракетно-космический центр «Прогресс», Самара. Май 2021

Для экспериментов с ракетным двигателем выбрали пикирующий бомбардировщик Пе-2, разработанный Владимир Петляков  Владимиром Петляковым — один из главных самолетов военных лет.

Королев рассчитал, что с двигателем Глушко скорость Пе-2 увеличится примерно на 100 км/ч, причем самолет будет значительно быстрей взлетать и набирать высоту.

Один из них

Испытания начались весной 1943 года. Почти полгода двигатель запускали на земле. 1 октября 1943 года самолет-ракета впервые поднялся в воздух. Кроме летчика на борту находились два инженера. Одним из них был Королев.

Пе-2 с ракетным двигателем совершил более 100 полетов. Все расчеты Королева подтвердились. Опыт, полученный в этих испытаниях, очень пригодился впоследствии, при создании первых советских истребителей с турбореактивным двигателем.

Пикирующий бомбардировщик Пе-2. 1944
Королев на аэродроме во время испытаний Пе-2 с ракетным двигателем. 1945

Больше не заключенный

16 июля 1944 года Королева досрочно освободили. Это была «награда» за успешную работу с самолетом-ракетой.

Став свободным, Королев еще целый год прожил в Казани, продолжая испытания ракетного Пе-2, в том числе и в воздухе.

Королев после освобождения. 1944
Авария

Важная беседа

В августе 1945 года, после возвращения в Москву, Королев встретился с Михаилом Тихонравовым, бывшим коллегой по ГИРД. Тихонравов, которого Королев считал своим учителем, рассказал об идее большой ракеты, которая могла бы поднять в стратосферу двух пассажиров.

На высоте 200 км герметичная кабина должна была отделиться от ракеты и спуститься вниз на парашюте. При подлете к земле специальный выдвижной щуп, коснувшись твердой поверхности, включал бы тормозящий двигатель. Тихонравов продумал все детали, большинство из которых казались в тот момент совершенно неосуществимы.

Рассказ Тихонравова привел Королева в состояние крайнего возбуждения *

Погодите, а возможно ли в принципе такую ракету сегодня построить?
Да ведь в том-то и дело, что можно. Вы слышали о Фау-2?
Конечно…
Вы слышали, а я видел!

* Пересказ писателя Ярослава Голованова, который мог слышать об этом эпизоде от самого Тихонравова

Речь шла о нацистском «оружии возмездия» — баллистической ракете большой разрушительной силы конструкции Вернера фон Брауна. Стартовав с территории Германии, Фау-2 долетала до Лондона.

Установка Фау-2 на стартовую позицию. 1945
Михаил Тихонравов. 1940-е
Старт Фау-2. 1945

Ракетно-космический центр «Прогресс», Самара. Май 2021

Как Королев из запчастей построил советскую Фау-2

Для тренировки

В сентябре 1945 года Королев вылетел в Германию в советскую оккупационную зону для изучения трофейной немецкой ракетной техники. 15 октября он присутствовал при показательном пуске Фау-2, доставшейся британцам.

Только ракета

Владимир Лосицкий, историк отечественной авиации и космонавтики, директор фонда им. космонавта Сереброва

Изделие № 1

В мае 1946 года Королева назначают главным конструктором «изделия № 1» и поручают восстановить Фау-2 из трофейных деталей, оказавшихся в советской зоне оккупации. Производство наладили на подземном заводе Миттельверк в Тюрингии, в окрестностях городка Нордхаузен, где Фау-2 производили во время войны руками заключенных концлагеря Дора-Миттельбау.

В 1947 году было проведено 11 пусков «восстановленных» Фау-2, из них 5 прошли успешно.

Королев в рабочем кабинете. Германия, 1946
Королев с коллегой. Германия, 1946
Королев в окрестностях Берлина. 1945
Сборка Фау-2 на заводе Миттельверк. 1944
Трофейные двигатели Фау-2, захваченные на заводе Миттельверк. 1945

Первая советская, (и королёвская) ракета Р-1 полетела

Параллельно с воссозданной Фау-2 Королев разработал ее усовершенствованную версию, причем все детали производились уже советскими предприятиями. Первый пуск ракеты Р-1 состоялся 10 октября 1948 года. В течение следующего года было проведено еще 20 пусков.

3D реконструкция
ракеты Р-1
Вращайте модель

Для полета ракете требовались этиловый спирт, жидкий кислород, перманганат натрия и перекись водорода. Подготовка ракеты к старту занимала 6 часов. Пролетев максимальное расстояние (около 270 км), она могла отклониться от цели на 1,5 км.

Но она летала!

Королев на полигоне Капустин Яр. 1946–1947
Королев с коллегой на испытаниях. 1947
Подготовка к старту и запуск ракеты Р-1. 1948

Соратники

Главным конструктором ракеты Р-1 «в целом» был Королев. Однако у каждой из основных систем ракеты был свой главный конструктор. Эти люди в дальнейшем останутся ближайшими соратниками Королева и будут принимать участие в создании его последующих ракет.

Совет главных конструкторов: Валентин Глушко (ракетные двигатели), Михаил Рязанский (дальняя радиосвязь), Михаил Бармин (стартовый комплекс), Сергей Королев, Виктор Кузнецов (системы управления). Капустин Яр, 1947

Если бы не люди

Владимир Лосицкий, историк отечественной авиации и космонавтики, директор фонда им. космонавта Сереброва

Что думали об этой ракете генералы (не все, но некоторые)

В ноябре 1950 года первую советскую баллистическую ракету Р-1, доработанную и усовершенствованную, приняли на вооружение. Но Королеву она была уже неинтересна — он обдумывал другую ракету, которая станет не только настоящим научным и технологическим прорывом, но и обеспечит СССР статус сверхдержавы.

Расческа

Смотреть видео

Черный зим

Смотреть видео

По воспоминаниям инженера КБ Туполева Эсфири Рачевской, сотрудника КБ Королева Александра Скопцова

О проекте

АВТОР, ПРОДЮСЕР, РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА

Георгий Аваньян

АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ

Наталья Акулова

КОНСУЛЬТАНТ ПРОЕКТА

космонавт Михаил Корниенко

РЕДАКТОР

Елена Маца

ОПЕРАТОР-ПОСТАНОВЩИК, РУКОВОДИТЕЛЬ СЪЕМОЧНОЙ ГРУППЫ

Наталья Макарова

ДИЗАЙН И РАЗРАБОТКА

Pixeljam Studio
  • Арт-директор:
    • Александр Григорьев
  • Разработчики:
    • Дмитрий Удовиченко
    • Дмитрий Орлов
    • Даниил Денисов

3D ВИДЕО И МОДЕЛИНГ

«TIL»

  • Продюсер:
    • Артем Патын

«ВОСПОМИНАНИЯ»

  • Актеры:
    • Валерия Дорохова
    • Александр Владимирцев
  • Режиссер:
    • Глеб Добровольский

МЕНЕДЖЕР ПРОЕКТА

Елена Куклина

КООРДИНАТОР

Юлия Бакланова

В РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ

Анна Ульянская, Алла Четаева, Виктор Корешев, Георгий Куликов, Владимир Деревянко, Алексей Таранин, Наталья Богоявленская, Максим Макаров, Светлана Алексикова, Дмитрий Анджапаридзе, Дмитрий Кошелев, Данила Кошелев, Иван Карышев, Артур Салихов, Михаил Татьянин

БЛАГОДАРИМ

Ракетно-космический центр «Прогресс» (Самара) за предоставленную возможность проведения съемок

Музей космонавтики в Москве за возможность проведения съемок на территории Мемориального дома-музея академика С. П. Королёва в Останкино

ИЛЛЮСТРАЦИИ И ВИДЕО ПРЕДОСТАВИЛИ

Российский государственный архив научно-технической документации

Российский государственный архив кинофотодокументов

Shutterstock

В ПРОЕКТЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ФОТО- И ВИДЕО- МАТЕРИАЛЫ ИЗ ЛИЧНЫХ АРХИВОВ

Ярослава Голованова, Бориса Смирнова, Евгения Рязанова

ИСТОЧНИКИ ВИДЕОКОНТЕНТА

Документальные сюжеты:

«Перелет летчика Шабанова Москва-Берлин (1920-1930)», «Стране Советов 16 лет. (1933)», «Празднование 1-го мая в Москве (1923)», «Совжурнал № 64/173 (1928)», «Авиамарш (1934)», «Изобретатель самолетов К. Э. Циолковский (1927)», «Даешь воздух! (1923)», «Великий ученый великого народа (1935)», «Восточный перелет (1924)», «Социалистическая деревня № 3 (1935)», «Истребители (1942)», «Самолет на службе культуры (1925)»

Документальные фильмы и сюжеты (1960–1992):

«Королев», «Покорители Вселенной», «Колумбы Космической Эры», «Старты Двадцатипятилетия», «Кинодокументы о Ю. А. Гагарине и Г. С. Титове», съемки космонавтов в телестудии, съемки подготовки к полетам космонавтов первого отряда

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ТЕКСТА

  • Д. Зильманович. Пионер советского ракетостроения Ф. А. Цандер. 1966
  • Космонавтика. Советская энциклопедия. 1968
  • П. Асташенков. Академик С. П. Королев. 1969
  • В. Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 года. 1978.
  • И. Стражева. Тюльпаны с космодрома. 1978
  • Творческое наследие академика Сергея Павловича Королева. Избранные труды и документы. 1980
  • Я. Голованов. Дорога на космодром. 1982
  • М. Галлай. С человеком на борту. 1985
  • Б. Раушенбах. Воспоминания о С. П. Королеве. 1985.
  • Академик С. П. Королев. Ученый. Инженер. Человек. Творческий портрет по воспоминаниям современников. 1986
  • В. Глушко. Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР. 1987
  • Я. Голованов. Королев: факты и мифы. 1994
  • Б. Черток. Ракеты и Люди. 1999.
  • М. Ребров. Сергей Павлович Королев. Жизнь и необыкновенная судьба. 2002
  • А. Первушин. Битва за звезды. Космическое противостояние. 2004
  • Н. Королева. С. П. Королев: Отец. 2007
  • А. Первушин. 108 минут, изменившие мир. 2011
  • А. Первушин. Империя Сергея Королева. 2017
  • Королев. Горизонт событий. Нежные письма сурового человека. 1947-1965. 2019
Тюремные конструкторские бюро при НКВД («шарашки»)

Появление «спецтюрем» — конструкторских бюро, где работали заключенные — стало результатом развернувшейся в середине 1930-х годах борьбы с «вредителями», которыми часто становились инженерно-технические работники. При этом в СССР остро не хватало квалифицированных специалистов, в том числе в оборонных программах. НКВД придумал способ, как использовать знания и способности «врагов народа» — с помощью тюремных конструкторских бюро, в просторечии «шарашек».

Советский плакат. 1930

В «туполевской шарашке» одновременно с Королевым оказались многие ведущие авиационные инженеры и несколько главных конструкторов. Перед войной или сразу после ее начала некоторых из них освободили: Владимира Петлякова и Владимира Мясищева — в июле 1940 года, Андрея Туполева — в июле 1941 года.

Авария

12 мая 1945 года, через три дня после Победы, во время очередного испытательного полета ракетный двигатель взорвался, сильно повредив хвостовое оперение Пе-2. Летчик приказал Королеву прыгать с парашютом, но тот отказался. Самолет удалось посадить, но Королев сильно пострадал — были обожжены лицо и глаза, опасность потери зрения казалась вполне реальной.

После лечения зрение восстановилось, и Королев опять стал участвовать в полетах. И летчика, управлявшего самолетом, и Королева наградили двухмесячной зарплатой.

После взрыва ракетного двигателя. 1943
Что думали об этой ракете генералы (не все, но некоторые)

Необходимость хранить ракету в незаправленном состоянии, слишком долгая подготовка к старту, низкая точность — на «супероружие» Р-1 была не очень похожа.

По воспоминаниям академика Бориса Чертока, после одного из пусков приглашенный на полигон боевой генерал сказал: «Что вы делаете? Заливаете в ракету четыре тонны спирта. Да если дать моей дивизии этот спирт, она любой город возьмет с хода. А ракета ваша в этот город даже не попадет! Кому же это нужно?»

Ракета Р-1 перед установкой на стартовый стол. 1948
Ракета Р-1 на стартовой позиции. 1948
Заправка ракеты Фау-2. 1945


К сожалению, ваш браузер устарел и не поддерживает некоторые технологии, необходимые для просмотра сайта

Чтобы посетить сайт, используйте Google Chrome или любой другой современный браузер.