Первые ракеты ракетоплан

1931 — 1938
Крутите колесико

Сообщество мечтателей

Фридрих Цандер  Фридрих Цандер и Сергей Королев  Сергей Королев познакомились осенью 1931 года. Цандер был почти вдвое старше Королева и уже много лет занимался реактивными двигателями (на практике) и подготовкой к космическим полетам (в теории).

Королев готовился к будущим планерным состязаниям, а также к испытательным полетам на инновационном бесхвостом планере конструкции Черановского. Узнав, что Цандер уже создал опытный образец ракетного двигателя, Королев сразу предложил ему поставить этот двигатель на планер, то есть построить ракетоплан.

Полет бесхвостого планета на планерных состязаниях в Коктебеле. 1929

Авиация и химия

Ради воплощения этой идеи Цандер, воспользовавшись своими контактами с влиятельной советской организацией Осоавиахим, в сентябре 1931 года создает Группу изучения реактивного движения (ГИРД).

«Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству»  — сокращенно Осоавиахим — занималось вовлечением молодежи в различные активности, связанные с военным делом.

Гидроплан «Все в ОСОАВИАХИМ». Начало 1930-х
Агитационный плакат. 1933
Дирижабль «ОСОАВИАХИМ». Начало 1930-х
Группа активистов ОСОАВИАХИМ города Подольска. 1931–1933

Осоавиахим спонсировал изобретателей, если их разработки могли иметь военное применение. Одним из таких изобретателей был Фридрих Цандер. Он сумел заинтересовать Осоавиахим своим двигателем «ОР-1» («Опытный реактивный первый»). Работал этот двигатель на бензине и сжатом воздухе, а сделан был из обычной паяльной лампы.

Фридрих Цандер — мечтатель № 1

Реактивное движение

Первым начальником ГИРД назначили самого Цандера. Но никакой начальнической деятельностью он не занимался, будучи полностью поглощен ракетными двигателями. От имени ГИРД выступал ее «технический директор» Королев. На одном из заседаний Осоавиахима в июле 1932 года он выступил так удачно и был так убедителен, рассказывая о достижениях группы и планах на будущее, что через четыре дня его сделали начальником ГИРД.

Что именно говорил Королев, мы не знаем, однако в его личных планах на будущее, скорее всего, уже значилась цель — космический полет с человеком на борту. И возникла она под влиянием Константина Циолковского.

Королев — начальник ГИРД. 1932
Группа изучения реактивного движения. Второй слева — Королев, справа (стоит) Цандер. 1931
Королев на полигоне в Нахабино под Москвой. 1932
Почему Циолковский всех вдохновлял

из пушки на луну

Смотреть видео

Что успела сделать ГИРД

ГИРД просуществовала всего 2 года, но за это время успела сделать главное — создать и успешно испытать первую в СССР ракету на жидком (гибридном) топливе.

Эта ракета, «ГИРД 9», сконструированная Михаилом Тихонравовым, была запущена 17 августа 1933 года и достигла высоты 400 м. Испытания следующей ракеты, «ГИРД 10», состоялись через три месяца и прошли достаточно хорошо, хотя и закончились сбоем на высоте 80 м.

«ГИРД 10» стала последним проектом Фридриха Цандера. Ее запуска он так и не увидел — в марте 1933 года «мечтатель № 1» умер от тифа в Кисловодске. Королева и Цандера связывали особенно теплые деловые и товарищеские отношения. Узнав о смерти друга, Королев разрыдался. (Портрет Цандера висел в его доме в Останкино над письменнным столом рядом с портретом Циолковского).

Ракетно-космический центр «Прогресс», Самара. Май 2021

ГИРД, состоящая из молодых романтиков, оказалась прообразом всей будущей советской ракетной индустрии. Изменился только масштаб — то, чем в ГИРД занимался один инженер, через 20 лет могло стать задачей для целого института.

Работающие даром

Первые сотрудники ГИРД не получали зарплату — это был чистый энтузиазм. Работали по вечерам после основной работы, а также в выходные и праздники. Существовала даже шутливая расшифровка названия — Группа Инженеров, Работающих Даром.

Осоавиахим предоставлял ГИРД оборудование и материалы для работы, обеспечивал помещением и (иногда) транспортом. Однако многого, что требовалось для создания ракет, получить от Осоавиахима не удавалось — сотрудникам ГИРД приходилось доставать это самим. Когда понадобилось серебро для двигателя, все, кто мог, принесли из дома серебряную посуду, вилки, ложки и т. д. Когда не предоставили грузовик, ракету на полигон в Нахабино повезли на трамвае. В 1932 году работники ГИРД стали получать небольшие зарплаты.

Подготовка к испытаниям ракеты «ГИРД-9» на полигоне в Нахабино. Крайний слева — Королев. 17 августа 1933
Сотрудники ГИРД с ракетой «ГИРД-9». 1933
Ракета «ГИРД-9» после приземления. 17 августа 1933
Сотрудники ГИРД на полигоне в Нахабино перед запуском ракеты «ГИРД-10». 1933

Ракетно-космический центр «Прогресс», Самара. Май 2021

В феврале 1934 года создатель ракеты «ГИРД-9» Михаил Тихонравов приехал в Калугу к Циолковскому, чтобы рассказать об успешном запуске первых ракет. Услышав об этом Циолковский воскликнул:

— Не может быть!
Михаил Тихонравов в гостях у Циолковского. 1934
Кто еще в мире запускал ракеты

Ракеты и марки

Владимир Лосицкий, историк отечественной авиации и космонавтики, директор фонда им. космонавта Сереброва

Как возник Реактивный институт и чем там занимался Королев

Объединение

В 1933 году Революционный военный совет (так называлось тогда Министерство обороны) объединил московскую ГИРД и ленинградскую Газодинамическую лабораторию в один институт — Реактивный.

В отличии от ГИРД, которая занималась ракетами на жидком топливе, в Газодинамической лаборатории создавали и совершенствовали реактивные снаряды на бездымном порохе, прообразы будущей «Катюши». Начальника этой лаборатории, военного инженера Ивана Клейменова, назначили директором института. Его заместителем стал Королев.

Установка снарядов на «Катюшу». 1944

Отношения не сложились сразу. Старший офицер Клейменов штатских недолюбливал и на штатского Королева возложил все хозяйственные вопросы, что Королева совершенно не устраивало. Конфликт завершился тем, что из заместителя начальника института Королев стал инженером в отделе ракет.

Для сотрудников ГИРД, перешедших вместе с Королевым в Реактивный институт, превращение из гражданских инженеров-энтузиастов в работников военной структуры создавало множество возможностей для воплощения в жизнь новых технических идей — и оснащение, и материальные ресурсы, которыми они могли располагать, были несравнимы с «гирдовскими». Но за каждый сделанный и не сделанный шаг теперь нужно было отвечать не только перед товарищами, но и перед НКВД.

Пропуск Королева в Реактивный институт
Королев — заместитель директора Реактивного института. 1933
Королев с сотрудниками. 1930-е
Кто первый в СССР понял, для чего действительно нужны ракеты (военные, а особенно один из них — Тухачевский)

Ракетоплан Королева — как он летал и для чего был нужен

Одним из проектов, которым Королев занимался в Реактивном институте, был ракетоплан — гибрид планера и ракеты. Взлетал он как планер, на буксире, с помощью самолета-буксировщика, а затем включал ракетный двигатель, расположенный в хвосте.

Ракетоплан был давно вынашиваемой идеей Королева. Практическое и военное применение подобный проект вряд ли мог иметь, однако это был первый шаг к созданию летательного аппарата с реактивным двигателем. Надо было убедиться, что самолет на ракетной тяге вообще способен летать и летчик сможет им управлять.

3D реконструкция
ракетоплана РП-318-1
Вращайте модель

Первый полет на ракетоплане РП-318 конструкции Королева с включением ракетного двигателя выполнил 28 февраля 1940 года летчик Владимир Федоров, который полетом остался доволен.

Королев при испытаниях не присутствовал — еще за два года до этого, 27 июля 1938 года, он был арестован.

Ракетоплан РП-318-1 простоял на аэродроме в подмосковных Подлипках вплоть до начала Великой Отечественной войны. В августе 1941 года его сожгли — чтобы не достался врагу.

Летчик Владимир Федоров, первым испытавший ракетоплан РП-318
Ракетоплан РП-318 на летном поле

Тухачевский

Смотреть видео

Взрыв

Смотреть видео

По воспоминаниям сотрудников Королева Николая Ефремова (ГИРД), Арвида Палло (Реактивный институт)

О проекте

АВТОР, ПРОДЮСЕР, РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА

Георгий Аваньян

АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ

Наталья Акулова

КОНСУЛЬТАНТ ПРОЕКТА

космонавт Михаил Корниенко

РЕДАКТОР

Елена Маца

ОПЕРАТОР-ПОСТАНОВЩИК, РУКОВОДИТЕЛЬ СЪЕМОЧНОЙ ГРУППЫ

Наталья Макарова

ДИЗАЙН И РАЗРАБОТКА

Pixeljam Studio
  • Арт-директор:
    • Александр Григорьев
  • Разработчики:
    • Дмитрий Удовиченко
    • Дмитрий Орлов
    • Даниил Денисов

3D ВИДЕО И МОДЕЛИНГ

«TIL»

  • Продюсер:
    • Артем Патын

«ВОСПОМИНАНИЯ»

  • Актеры:
    • Валерия Дорохова
    • Александр Владимирцев
  • Режиссер:
    • Глеб Добровольский

МЕНЕДЖЕР ПРОЕКТА

Елена Куклина

КООРДИНАТОР

Юлия Бакланова

В РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ

Анна Ульянская, Алла Четаева, Виктор Корешев, Георгий Куликов, Владимир Деревянко, Алексей Таранин, Наталья Богоявленская, Максим Макаров, Светлана Алексикова, Дмитрий Анджапаридзе, Дмитрий Кошелев, Данила Кошелев, Иван Карышев, Артур Салихов, Михаил Татьянин

БЛАГОДАРИМ

Ракетно-космический центр «Прогресс» (Самара) за предоставленную возможность проведения съемок

Музей космонавтики в Москве за возможность проведения съемок на территории Мемориального дома-музея академика С. П. Королёва в Останкино

ИЛЛЮСТРАЦИИ И ВИДЕО ПРЕДОСТАВИЛИ

Российский государственный архив научно-технической документации

Российский государственный архив кинофотодокументов

Shutterstock

В ПРОЕКТЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ФОТО- И ВИДЕО- МАТЕРИАЛЫ ИЗ ЛИЧНЫХ АРХИВОВ

Ярослава Голованова, Бориса Смирнова, Евгения Рязанова

ИСТОЧНИКИ ВИДЕОКОНТЕНТА

Документальные сюжеты:

«Перелет летчика Шабанова Москва-Берлин (1920-1930)», «Стране Советов 16 лет. (1933)», «Празднование 1-го мая в Москве (1923)», «Совжурнал № 64/173 (1928)», «Авиамарш (1934)», «Изобретатель самолетов К. Э. Циолковский (1927)», «Даешь воздух! (1923)», «Великий ученый великого народа (1935)», «Восточный перелет (1924)», «Социалистическая деревня № 3 (1935)», «Истребители (1942)», «Самолет на службе культуры (1925)»

Документальные фильмы и сюжеты (1960–1992):

«Королев», «Покорители Вселенной», «Колумбы Космической Эры», «Старты Двадцатипятилетия», «Кинодокументы о Ю. А. Гагарине и Г. С. Титове», съемки космонавтов в телестудии, съемки подготовки к полетам космонавтов первого отряда

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ТЕКСТА

  • Д. Зильманович. Пионер советского ракетостроения Ф. А. Цандер. 1966
  • Космонавтика. Советская энциклопедия. 1968
  • П. Асташенков. Академик С. П. Королев. 1969
  • В. Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 года. 1978.
  • И. Стражева. Тюльпаны с космодрома. 1978
  • Творческое наследие академика Сергея Павловича Королева. Избранные труды и документы. 1980
  • Я. Голованов. Дорога на космодром. 1982
  • М. Галлай. С человеком на борту. 1985
  • Б. Раушенбах. Воспоминания о С. П. Королеве. 1985.
  • Академик С. П. Королев. Ученый. Инженер. Человек. Творческий портрет по воспоминаниям современников. 1986
  • В. Глушко. Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР. 1987
  • Я. Голованов. Королев: факты и мифы. 1994
  • Б. Черток. Ракеты и Люди. 1999.
  • М. Ребров. Сергей Павлович Королев. Жизнь и необыкновенная судьба. 2002
  • А. Первушин. Битва за звезды. Космическое противостояние. 2004
  • Н. Королева. С. П. Королев: Отец. 2007
  • А. Первушин. 108 минут, изменившие мир. 2011
  • А. Первушин. Империя Сергея Королева. 2017
  • Королев. Горизонт событий. Нежные письма сурового человека. 1947-1965. 2019
Почему Циолковский всех вдохновлял

В начале XX века не было в России другого человека, до такой степени одержимого идеей космической экспансии, как Циолковский. Заселение космоса он считал главной целью рода человеческого. «Заселением» Циолковский называл не колонизацию поверхности других планет, а строительство гигантских обитаемых искусственных станций («эфирных городов») в межпланетном и межзвездном пространстве.

До 39-летнего возраста никакие ракеты Циолковского не интересовали — как литератор и визионер он занимался космическими утопиями, как ученый — аэродинамикой и воздухоплаванием. Но в 1896 году вышла брошюра русского изобретателя Александра Федорова «Новый принцип воздухоплавания» с описанием ракетного двигателя, использующего для движения реактивную силу вылетающей из него газовой струи. Прочитав книгу, Циолковский понял, что реактивное движение — это та сила, которую можно приспособить для осуществления космических проектов.

10 мая 1897 года Циолковский вывел формулу, которая сегодня носит его имя. Она связывает скорость ракеты, скорость истечения газов из сопла двигателя, массу ракеты и массу топлива. В 1903 году вышла его самая известная книга — «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В ней Циолковский довольно точно предсказал внешний вид и некоторые конструктивные особенности будущих космических ракет. Через 8 лет во второй части книги были приведены вычисления скорости, необходимой для преодоления ракетой земного притяжения.

Нарисованная Циолковским картина космического будущего, где миллиарды людей живут в гигантских обитаемых станциях, наполняющих собой космическую пустоту, была абсолютно фантастична. Но его математические расчеты, обосновывающие саму возможность полета в космос, были строго научны. Именно эта удивительная смесь фантастики и математики изумляла и завораживала читателей Циолковского, среди которых были и Цандер с Королевым.

Циолковский в Калуге. 1932
Циолковский во время прогулки. 1925
Циолковский со слуховой трубой. 1930
Кто еще в мире запускал ракеты

В 1925 году американский инженер Роберт Годдард создал работающий жидкостной ракетный двигатель. 16 марта 1926 года он успешно запустил первую в мире ракету.

Роберт Годдард

В 1931 году член немецкого «Общества межпланетных сообщений» Иоганн Винклер осуществил первый в Европе удачный запуск ракеты на жидком топливе.

Иоганн Винклер

В 1934 году свою первую опытную ракету А-2 удачно запустил другой член того же общества Вернер фон Браун, будущий создатель нацистского «оружия возмездия» — ракеты Фау-2.

Вернер фон Браун (в белом халате справа) с членами «Общества межпланетных сообщений»
Кто первый в СССР понял, для чего действительно нужны ракеты (военные, а особенно один из них — Тухачевский)

Инициатива создания Реактивного института принадлежала будущему маршалу Михаилу Тухачевскому. В июне 1931 года его назначили начальником вооружений Красной армии и заместителем председателя Реввоенсовета. В составе Красной армии еще существовали несколько кавалерийских корпусов, а конница считалась стратегическим родом войск.

Конница на Красной площади. 1932

Тухачевский был активным сторонником модернизации и технического перевооружения Красной армии, много внимания уделял созданию новых типов артиллерии, танков, самолетов, и вообще новым вооружениям, которых раньше не существовало. Возможности ракетной техники произвели на него впечатление — предложение о создании Реактивного института впервые прозвучало меньше чем через год после назначения Тухачевского начальником вооружений.

Парад на Красной площади. 1935
Танк МС-1 на московской улице. 1932

Сотрудники ГИРД очень хотели, чтобы их группа стала Реактивным институтом, однако прошло еще полтора года, прежде чем бюрократический процесс наконец завершился. В апреле 1933 Королев даже написал Тухачевскому письмо: «Тяжелое положение группы по изучению реактивных двигателей (ГИРД), которой я руковожу, и не видимый конец наших мытарств заставляют меня обратиться к вам непосредственно…».

Свою роль в затягивании решения о Реактивном институте сыграли напряженные отношения Тухачевского с его непосредственным начальником, одним из советских вождей Климентом Ворошиловым. Ворошилов мало что понимал в военном деле, никаких модернизаций не любил и значения слова «реактивный» не знал.

Тухачевский на трибуне. 1932
Фридрих Цандер — мечтатель № 1

В 1904 году 17-летний Фридрих Цандер, ученик последнего класса Рижского реального училища, прочитал статью Константина Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами», после чего самостоятельно рассчитал траекторию полета с Земли на Марс. С этого момента его полностью захватила идея межпланетных полетов.

В 1912 году Цандер одним из первых придумал многоступенчатую ракету, отбрасывающую в полете ступени, и записал это в свой дневник (расшифровать запись удалось лишь недавно).

В 1921 году на конференции изобретателей Цандер представил свой проект двигателя для межпланетного корабля-самолета, в 1924 году в журнале «Техника и жизнь» опубликовал статью «Перелеты на другие планеты» и получил патент на свое изобретение — ракету с крыльями. К 1931 году он построил и испытал первый «настоящий» ракетный двигатель.

Цандер мог сутками не выходить из подвала, где располагался ГИРД. Королев даже ввел особое правило — сотрудник, уходящий последним, должен забирать с собой Цандера, который покорно давал себя увести, а потом тайком возвращался обратно. Своим детям он дал «космические» имена: Астра и Меркурий.

Фридрих Цандер. 1922
Королев и Цандер с коллегами по ГИРД. 1932


К сожалению, ваш браузер устарел и не поддерживает некоторые технологии, необходимые для просмотра сайта

Чтобы посетить сайт, используйте Google Chrome или любой другой современный браузер.