Как запускали Гагарина

1958 — 1961
Крутите колесико

Один из первых биографов Королева Ярослав Голованов писал:

Я не вижу в нашей послереволюционной истории другого человека, который сделал бы для славы России, для поднятия ее всемирного авторитета, для демонстрации ее упорства, воли и многогранных талантов столько, сколько сделал Королев.

Один из первых биографов Королева Ярослав Голованов писал:

Я не вижу в нашей послереволюционной истории другого человека, который сделал бы для славы России, для поднятия ее всемирного авторитета, для демонстрации ее упорства, воли и многогранных талантов столько, сколько сделал Королев.

Чтобы человек полетел в космос и вернулся, нужно было:

  1. 01 Построить космический корабль
  2. 02 Придумать, как вернуть космонавта на Землю, и создать для этого специальный аппарат
  3. 03 Убедиться, что человек сможет выжить в космосе
  4. 04 Сделать риск полета минимальным
  5. 05 Найти и подготовить будущих космонавтов

Самого главного — ракеты, способной доставить корабль с космонавтом на орбиту,  — в списке нет. Такую ракету Королев уже построил.

Работа началась в мае 1958 года, через полгода после успешного запуска спутника. Тысячи приборов, механизмов и систем пришлось придумывать и изобретать впервые — ничего подобного раньше не существовало.

Корабль

Ракета Р-7 была двухступенчатой — ее мощности хватало, чтобы вывести на орбиту совсем небольшой груз, около 100 кг.

Космический аппарат с человеком на борту должен был весить примерно 5 тонн, поэтому к ракете добавили третью ступень с собственными двигателями — это делало возможным орбитальный полет.

Ракета приобрела привычный для нас удлиненный вид и новое название —

«Восток»

Корабль был рассчитан на одного космонавта.

3D реконструкция
ракеты «Восток»
Вращайте модель
Установка на стартовый стол ракеты-носителя «Луна» (предшественницы «Востока») — трехступенчатого варианта ракеты Р-7 для выхода на лунную орбиту. 1959

Ракетно-космический центр «Прогресс», Самара. Май 2021

Как вернуться

Космонавт возвращался на Землю в спускаемом аппарате — металлическом шаре с люком.

Такую форму выбрал Королев из множества вариантов (цилиндров, конусов и т. д.), которые предлагали конструкторы.

Кроме кресла с космонавтом внутри сферы находилось множество приборов, в том числе небольшой глобус с часовым механизмом — он показывал положение корабля над поверхностью Земли.

Сборка блоков ракет на самарском заводе «Прогресс». 1960-е

Сложный тормоз

Тормозной двигатель корабля включался автоматически — после этого спускаемый аппарат начинал падение на Землю. Если двигатель не срабатывал, то на приземление уходило десять суток. Полет Гагарина мог сильно затянуться — для этого в спускаемом аппарате был приготовлен запас еды на 10 дней.

Космонавт мог сам включить торможение. Для этого надо было вскрыть конверт с шифром и нажать на логическом замке три кнопки из девяти в определенном порядке — это была гарантия, что космонавт действует обдуманно, а не в состоянии аффекта под воздействием невесомости или «космического одиночества». Космонавт не должен был знать шифр заранее, но Гагарину перед стартом эти цифры сообщили — так, вероятно, распорядился Королев.

В спускаемом аппарате было два маленьких иллюминатора, а также две телекамеры, снимавшие космонавта в течение всего полета.

Старт корабля «Восток». 1960
Кабина Гагарина в спускаемом аппарате корабля «Восток»
Спускаемый аппарат Гагарина после приземления. 1961
Гагарин в кабине корабля «Восток» во время сдачи экзаменов. 1960

Жизнь в космосе

В августе 1960 года ракета-носитель «Восток» вывела на орбиту космический аппарат с контейнером, внутри которого находились две собаки — Белка и Стрелка  Белка и Стрелка. Полет продолжается более 25 часов. Совершив 17 витков вокруг Земли, Белка и Стрелка благополучно приземлились.

Этот полет усиленно освещался в прессе, а сами собаки стали советскими поп-звездами — на следующий день после приземления они участвовали в пресс-конференции, их изображения красовались на марках, значках, открытках и множестве разных товаров.

Успешный полет и возвращение Белки и Стрелки означали, что живое существо, в том числе и человек, может достаточно долго находиться в космосе — невесомость, космическая радиация и перегрузки не влияют на основные жизненные функции.

Собаки-космонавты Белка и Стрелка
Белка и Стрелка в космическом контейнере
Возвращение Белки и Стрелки. 1960
Белка и Стрелка на пресс-конференции. 1960
Не все шло гладко

Каков был риск

Из 14 пусков первого варианта ракеты «Восток» половина завершилась авариями — в одной из них как раз и погибли Чайка и Лисичка.

Второй, доработанный вариант «Востока» выполнил три полета — первый закончился аварией, еще два прошли нормально. Вероятность того, что четвертый полет с Гагариным на борту пройдет успешно, была примерно

50:50

Это и был минимально возможный риск на тот момент.

Печальная судьба «Ивана Ивановича»

Аварийное спасение

После взрыва ракеты и гибели собак Королев решил, что необходимо разработать систему спасения, которая могла бы сохранить жизнь экипажу корабля в любой момент полета.

Система срабатывала начиная с 20 секунды полета вплоть до выхода корабля на орбиту. В первые 19 секунд спасти экипаж было невозможно (такой способ придумали позже). Королева это очень удручало.

При его жизни система спасения не была использована ни разу.

При необходимости покинуть корабль из-за аварии капсула с космонавтом должна была выстреливаться из спускаемого аппарата через отверстие в корпусе корабля

Откуда взялись первые космонавты и как их готовили

Королев был уверен, что для космических полетов лучше всего подходят летчики-истребители не старше 30 лет, обладающие безупречным здоровьем, психической устойчивостью и ростом не более 170 см.

Отборщики выбрали

352 кандидата

На собеседованиях всем говорили, что идет отбор в группу испытателей новейших самолетов.

К концу 1959 года в группе осталось

20 человек

Это и был первый Отряд космонавтов.

Подготовка была очень жесткая. Кроме лекций по самым разнообразным темам (медицина, биология, астрономия, геофизика, устройство ракет и многое другое), потенциальные космонавты днем и ночью прыгали с парашютом, испытывали невесомость в падающем самолете, сидели в барокамере без кислорода, тренировали вестибулярный аппарат, вращались в центрифуге и т. д.

Гагарин на тренировке. 1960
Гагарин на медицинском осмотре. 1960

В июне 1960 года Королев пригласил членов Отряда космонавтов на завод, где они впервые увидели космический корабль, на котором кому-то из них предстояло полететь.

Стояли, как зачарованные, —
говорил потом Гагарин

Когда Королев предложил посидеть в корабле, Гагарин среагировал первым. К люку была приставлена обычная стремянка. Королеву очень понравилось, что перед тем, как залезть в корабль, Гагарин снял ботинки.

Космонавты знакомятся с кораблем «Восток»
Космонавты на «королёвском» заводе в Подлипках. 1960

Ракетно-космический центр «Прогресс», Самара. Май 2021

Почему выбрали Гагарина

По результатам всех испытаний Гагарин  Гагарин показал хорошие результаты, но не лучшие. Однако, он обладал набором качеств, которые заметно выделяли его из числа остальных членов Отряда.

Гагарин был очень коммуникабельным, одинаково свободно общался и с равными, и с высоким начальством, был очень тактичен и любезен, исключительно трудолюбив и просто излучал оптимизм. И его никогда не покидало чувство юмора.

В январе 1961 года после окончания экзаменов госкомиссия объявила очередность полета космонавтов. Гагарина назвали первым.

Кандидатуру первого космонавта утверждал сам Хрущев. Однако все знали, что первым полетит тот, кого выберет Королев.

Гагарин во время отливки формы для индивидуальной компоновки кабины «Востока». 1960
Королев и Гагарин во время экзамена. 1960
Гагарин во время подготовки капсулы и скафандра. 1960
Гагарин и Королев

Все готово. Можно лететь

3D реконструкция
модуля «Восток»
Сдвиньте вправо

План полета

09:00
Старт ракеты Восток-1 с космодрома «Байконур»
09:50
Пересечение экватора
10:00
Тихий океан
10:10
Атлантический океан
10:30
Африка
11:00
Приземление Гагарина

Перед стартом

За несколько недель до старта психологи посоветовали Гагарину «посидеть» в том корабле, на котором он полетит. Тренажер для подготовки к полету был его точной копией, но необходимость «почувствовать» реальный корабль посчитали важным элементом предстартовой «настройки». Королев разрешил.

Весь день 7 апреля Гагарин, одетый в скафандр, провел в кабине «Востока» — той самой, в которой через пять дней ему предстояло лететь. Это называлось «последней тренировкой».

Перед стартом

Полет Юрия Гагарина

Смотреть видео
3D реконструкция
Королев на космодроме Байконур после сообщения об успешном приземлении Гагарина
Королев возле спускаемого аппарата Гагарина
Гагарин на «королёвском» заводе в Подлипках. Апрель 1961

Что думал об этом сам Королев

Вернувшись в Москву с Байконура после полета Гагарина, Королев сказал кому-то из близких: «Это я должен был лететь. Но годы уже не те, да и не пустили бы меня».

Как вспоминали хорошо знавшие Королева люди, сожаление о том, что он не сможет сам полететь в космос, не покидало его никогда. Главного конструктора скафандров Семена Алексеева Королев просил «по давней дружбе» сделать скафандр и ему.

После полета Германа Титова в 1962 году Королев вдруг сказал членам госкомиссии:  — А что, братцы, не слетать ли и мне туда, а?

Все восприняли это как шутку, однако позже, уже после смерти Королева, нашелся черновик его заявления о полете в космос. Даже будучи человеком трезвым и рациональным, он все-таки надеялся на чудо.

Встреча

Смотреть видео

Шапочка

Смотреть видео

Часы

Смотреть видео

Ракета

Смотреть видео

По воспоминаниям космонавта Алексея Леонова, доктора медицинских наук Адили Котовской, космонавта Андрияна Николаева, космонавта Георгия Гречко

В январе 1966 года генерал Каманин записал в дневнике:

Сознание никак не может смириться с мыслью, что его уже нет среди нас. Так и кажется, что вдруг откроется дверь, он войдет, озабоченный кучей проблем, крепкий, могучего сложения человек, с крупной головой мыслителя, и сразу начнет требовать, доказывать, отстаивать свою точку зрения. Если докажет, успокоится, расцветет своей неповторимой «королёвской» улыбкой

По воспоминаниям одного из военных техников, служившего в 1940‑х годах на полигоне Капустин Яр, где проходили испытания ракет Р‑1 и Р‑2, при появлении штатского Королева все, и солдаты и офицеры, отдавали ему честь.

О проекте

АВТОР, ПРОДЮСЕР, РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА

Георгий Аваньян

АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ

Наталья Акулова

КОНСУЛЬТАНТ ПРОЕКТА

космонавт Михаил Корниенко

РЕДАКТОР

Елена Маца

ОПЕРАТОР-ПОСТАНОВЩИК, РУКОВОДИТЕЛЬ СЪЕМОЧНОЙ ГРУППЫ

Наталья Макарова

ДИЗАЙН И РАЗРАБОТКА

Pixeljam Studio
  • Арт-директор:
    • Александр Григорьев
  • Разработчики:
    • Дмитрий Удовиченко
    • Дмитрий Орлов
    • Даниил Денисов

3D ВИДЕО И МОДЕЛИНГ

«TIL»

  • Продюсер:
    • Артем Патын

«ВОСПОМИНАНИЯ»

  • Актеры:
    • Валерия Дорохова
    • Александр Владимирцев
  • Режиссер:
    • Глеб Добровольский

МЕНЕДЖЕР ПРОЕКТА

Елена Куклина

КООРДИНАТОР

Юлия Бакланова

В РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ

Анна Ульянская, Алла Четаева, Виктор Корешев, Георгий Куликов, Владимир Деревянко, Алексей Таранин, Наталья Богоявленская, Максим Макаров, Светлана Алексикова, Дмитрий Анджапаридзе, Дмитрий Кошелев, Данила Кошелев, Иван Карышев, Артур Салихов, Михаил Татьянин

БЛАГОДАРИМ

Ракетно-космический центр «Прогресс» (Самара) за предоставленную возможность проведения съемок

Музей космонавтики в Москве за возможность проведения съемок на территории Мемориального дома-музея академика С. П. Королёва в Останкино

ИЛЛЮСТРАЦИИ И ВИДЕО ПРЕДОСТАВИЛИ

Российский государственный архив научно-технической документации

Российский государственный архив кинофотодокументов

Shutterstock

В ПРОЕКТЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ФОТО- И ВИДЕО- МАТЕРИАЛЫ ИЗ ЛИЧНЫХ АРХИВОВ

Ярослава Голованова, Бориса Смирнова, Евгения Рязанова

ИСТОЧНИКИ ВИДЕОКОНТЕНТА

Документальные сюжеты:

«Перелет летчика Шабанова Москва-Берлин (1920-1930)», «Стране Советов 16 лет. (1933)», «Празднование 1-го мая в Москве (1923)», «Совжурнал № 64/173 (1928)», «Авиамарш (1934)», «Изобретатель самолетов К. Э. Циолковский (1927)», «Даешь воздух! (1923)», «Великий ученый великого народа (1935)», «Восточный перелет (1924)», «Социалистическая деревня № 3 (1935)», «Истребители (1942)», «Самолет на службе культуры (1925)»

Документальные фильмы и сюжеты (1960–1992):

«Королев», «Покорители Вселенной», «Колумбы Космической Эры», «Старты Двадцатипятилетия», «Кинодокументы о Ю. А. Гагарине и Г. С. Титове», съемки космонавтов в телестудии, съемки подготовки к полетам космонавтов первого отряда

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ТЕКСТА

  • Д. Зильманович. Пионер советского ракетостроения Ф. А. Цандер. 1966
  • Космонавтика. Советская энциклопедия. 1968
  • П. Асташенков. Академик С. П. Королев. 1969
  • В. Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 года. 1978.
  • И. Стражева. Тюльпаны с космодрома. 1978
  • Творческое наследие академика Сергея Павловича Королева. Избранные труды и документы. 1980
  • Я. Голованов. Дорога на космодром. 1982
  • М. Галлай. С человеком на борту. 1985
  • Б. Раушенбах. Воспоминания о С. П. Королеве. 1985.
  • Академик С. П. Королев. Ученый. Инженер. Человек. Творческий портрет по воспоминаниям современников. 1986
  • В. Глушко. Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР. 1987
  • Я. Голованов. Королев: факты и мифы. 1994
  • Б. Черток. Ракеты и Люди. 1999.
  • М. Ребров. Сергей Павлович Королев. Жизнь и необыкновенная судьба. 2002
  • А. Первушин. Битва за звезды. Космическое противостояние. 2004
  • Н. Королева. С. П. Королев: Отец. 2007
  • А. Первушин. 108 минут, изменившие мир. 2011
  • А. Первушин. Империя Сергея Королева. 2017
  • Королев. Горизонт событий. Нежные письма сурового человека. 1947-1965. 2019
Не все шло гладко

За 20 дней до Белки и Стрелки на орбиту отправились Чайка и Лисичка. Сразу после старта один из боковых блоков ракеты взорвался. Собаки погибли.

Лисичка была любимицей Королева. Незадолго до полета, в присутствии нескольких инженеров, взяв собаку на руки, он сказал ей:

 — Я очень хочу, чтобы ты вернулась…
Лисичка и Чайка
Печальная судьба «Ивана Ивановича»

15 мая 1960 года советские газеты сообщили, что на орбиту выведен очередной советский спутник, четвертый по счету. На самом деле в космос был отправлен прототип космического корабля, который строили для полета человека.

Внутри корабля находился манекен «Иван Иванович» (подобные манекены используются в автомобильных краш-тестах). Те, кто работал с «Иваном Ивановичем», были уверены, что манекен — вылитый Королев.

У корабля-прототипа отсутствовали множество блоков и систем, поэтому на борт загрузили тонну железных брусков — для компенсации недостающего веса.

Через четыре дня спускаемый аппарат с «Иваном Ивановичем» должен был вернуться на Землю, но в результате сбоя корабль улетел еще выше.

Два с половиной года спустя обломки корабля, в том числе и железные бруски, упали на главную улицу американского города Манитэвак в штате Висконсин.

Через несколько лет на одном из международных конгрессов по космонавтике американская делегация, вероятно, в шутку, попыталась вернуть бруски представителям СССР. Советские делегаты бруски не взяли и вообще заявили, что не знают, что это такое.

Гагарин и Королев

11 апреля накануне старта Королев сказал генералу Каманину:

Ведь человек летит… Ведь я его знаю давно. Привык. Он мне как сын.

Каманин поразился: никогда и ни о ком Королев не говорил таким тоном.

Всю ночь с 11 на 12 апреля Королев провел без сна. Прощаясь возле корабля перед стартом, обнял и поцеловал Гагарина в щеку.

Когда «Восток» с Гагариным на борту вышел на орбиту, Королев закурил предложенную кем-то сигарету, хотя давно бросил курить.

Ракета с Гагариным стартовала в 9:07 по московскому времени, а в 10:55 Гагарин уже приземлился в Саратовской области. Снова увидеть Гагарина Королев смог только вечером. Гагарин потом рассказывал, что глаза у Королева были полны слез.

Старт Гагарина. 12 апреля 1961

Позднее Гагарин подарил Королеву свою фотографию в скафандре с надписью: «Дорогому Сергею Павловичу — космическому отцу — в знак искреннего уважения и благодарности».

Гагарин и Королев. 1961
Гагарин, Нина Королева и Королев во время отдыха в Сочи. 1961


К сожалению, ваш браузер устарел и не поддерживает некоторые технологии, необходимые для просмотра сайта

Чтобы посетить сайт, используйте Google Chrome или любой другой современный браузер.